Маршрут: Inverness-Lossiemouth-Wick-Thurso-Scapa-Inverness, 250nm, Elan 434, Июнь 2019. Перелёт до Inverness.
Какой же Шотландия может быть без «воды жизни»? Мы сделали ВИСКИ-ТУР по северу Шотландии (Speyside, Highland и Orkney Islands), посетили с экскурсиями и дегустациями 14 дистиллерий и одну из немногих в Шотландии бондарен (предприятие по изготовлению и ремонту бочек). И сделали это на яхте!
Про виски, которые я очень люблю, можно прочитать изрядно в ссылках виски-спецов, которых было много и в нашей команде. А вот про особенности яхтинга следует рассказать особо. Идея пойти на самый север Шотландии пришла, конечно же, вместе с виски. Было желание посетить дистиллерии северного региона, которые не так доступны, как другие. И чтобы не менять отели каждый день, мы решили жить и передвигаться на яхте. Первый запрос на бронь лодки был за 1.5 года до поездки. Потом последовала отмена брони (выяснилось, что лодки сдают только для Каледонского канала, и в море они не ходят) и начался дальнейший тяжёлый поиск. Чартерных компаний нет от слова совсем. Случайно нашёлся частник, который сдаёт в аренду свой Elan 434 с тематичным названием Single Malt.
Сначала был отказ в аренде лодки без шкипера, потому что нет соответствующей квалификации. Потом долгие переписки про маршрут и про опыт, и спустя 6 месяцев (за 10 месяцев до начала аренды) владелец согласился сдать лодку без своего участия под полную мою ответственность. К началу похода, правда, требуемый YachtMaster Offshore уже был на руках. Месяцы подготовки проходили в прокладке маршрута, изучении глубин и доступных марин. Я занимался маршрутом и лодкой, а мой друг – виски-эксперт – договаривался с винокурнями (мне больше симпатично название «вискокурни», хоть это и неправильно). Коррекции по датам и времени посещения влекли коррекции по маршруту, а следовательно и изменения вс бронировании марин. И так по кругу много раз.
В конечном итоге маршрут был готов, команда виски-фанатов набрана, визы получены, и в путь! Команда была подкована исключительно по виски, а в парусах опыта не было ни у кого.
Несмотря на то, что это был виски-тур, в море на переходах – строгий сухой закон. Алкоголь разрешён только после швартовки.
Экспедиция сразу получила название “Double Single Malt”, так мы и называли наш поход и далее. Как и любая частная лодка, Single Malt имела свои особенности, а именно: много инструмента и аксессуаров, хорошо работающие и надёжные механизмы, хорошие для круизёра паруса, обширный ассортимент посуды и прочая, и прочая. Но наравне с этим и были свои недостатки, как в своём авто – «что-то не работает/глючит, но это некритично». Основной недостаток лодки заключался в том, что не было заряда батарей от берега (с блоком зарядки что-то было не так). От внешней сети можно было запитать только розетки на борту. Лебёдки и стопора, конечно, не под регаты, но круизить с ними вполне нормально. Отопитель Webasto для Шотландии входит в стандартную комплектацию, поэтому спать было комфортно даже прохладными северными ночами.
Сам сейлинг в Шотландии заслуживает отдельных слов. По местным правилам спас-жилеты и страховки обязательны. Постоянные отливы и приливы, приливные течения, суровая и часто меняющаяся погода – вот далеко не полный список того, что следует принимать во внимание. Каждый переход я планировал с точностью до 15 минут. Альманах приливов и приливных течений в постоянном использовании, в дополнение – Навионикс и прогноз погоды минимум из двух источников. Прокладка маршрута делалась вручную на весь переход с записью контрольных точек и опасностей. Учитывалась высокая вода и приливные течения на каждом участке перехода. Как правило, все выходы были около 3:30 утра на высокой воде. Иначе просто нельзя выйти из марины.
Да и во встречное течение в три узла тоже не было никакого желания попадать. Лучше прибавлять эти узлы к скорости, а не вычитать.
Из несомненных плюсов сейлинга в Шотландии – это, конечно же, природа. Яркие и сочные краски сопровождают на всём пути. Погода всегда переменчивая, выходящее солнце контрастно освещает зелень и скалы на фоне сурового неба.
INVERNESS
Здесь мы арендовали лодку. Симпатичный город, много баров и жизнь кипит. Можно прогуляться вокруг замка, посмотреть виды и пройтись по пешеходной туристической улице.
Были посещены три дистиллерии на границе регионов Highland и Speyside: Balblair, Dalmore, Glenmorangie.
От марины – 34 мили – 50 минут на авто.
Переход INVERNESS – LOSSIEMOUTH 40nm
Выход из марины Inverness в море: выходить можно только на высокой воде и рассчитывать время так, чтобы начать движение по фарватеру к морю с началом отлива. Тогда течение будет существенно добавлять скорость. Как только узости пройдены, можно поднимать паруса.
В марину Lossiemouth пришли раньше графика, но зайти в нее сразу не получилось. По рации было запрошено разрешение на вход. Ответ был получен следующий: «Сейчас еще отлив, можете сесть на киль. Постойте на якоре часа полтора, попейте чаю, на приливе потом зайдёте».
LOSSIEMOUTH
Маленький городок, но это самая близкая морская локация к производствам виски региона Speyside. За два дня мы посетили бондарню Speyside Cooperage и 5 дистиллерий: Glen Moray, Macallan, Glenfarclas, Glendronach, Benromach.
От марины самая дальняя дистиллерия – 40 миль – около часа на авто
Переход LOSSIEMOUTH – WICK 50nm
Самый спокойный и лёгкий переход. Спокойное море, бейдевинд и солнце. Механизм выхода из марины Lossiemouth в море: выходить нужно на высокой воде и учитывать расчётное время прихода в Wick тоже к высокой воде.
В Wick посетили самую короткую улицу в мире, занесённую в книгу рекордов Гиннесса, Ebenezer Place 2,06 метра.
И опять вкуснейшие рыбные рестораны. Огорчило только желание официантов безосновательно раздуть счёт.
Посетили две дистиллерии: Clynelish (на авто 30 мин), Old Pulteney (пешком 15 мин).
Переход WICK-THURSO 35nm
23-25 узла в морду + встречная волна + встречное течение. Сложный переход и капризный пролив около Duncansby Head. Но деваться некуда, надо идти, ведь график посещения вискокурен плотный. Острый бэйдевинд и лавировка. Напомню – встречная волна. Как рассказывал пытающийся спать в носовой каюте матрос, времени, когда он был в невесомости, было достаточно, чтобы обернуться в одеяло. Но хорошо, что это было только половину пути. После поворота на запад за Duncansby Head нас гнал приятный галфвинд, да еще с попутным течением. По лагу шли 8 узлов, по GPS – 12 узлов.
Июнь – воздух в море до 15 градусов максимум. Бонусом этого перехода – в марине нас встречал морской котик.
Посетили дистиллерию Wolfburn, пешком 30 мин по живописным деревенским дорогам.
Переход THURSO-SCAPA 30nm
Достаточно спокойный переход. Выход ранним утром на высокой воде, дельфины приветствовали постановку парусов.
У Scapa на радость оказался свободным гостевой буй напротив одноименной дистиллерии. На буе мы провели две прекрасные ночёвки. Буй был около метра в диаметре и внушал полное доверие при ветре 18 узлов. Высадка на берег на тузике и пешком к виски сокровищам Scapa и Higland Park.
Во всех остальных местах мы стояли в заранее забронированных маринах. Марины очень узкие по сравнению со Средиземкой. Швартовка во всех маринах к плавучим понтонам. С разницей высокой и низкой воды более, чем в 2 метра, по-другому просто нельзя.
В маринах есть туалет и душ. Душ иногда платный, по монеткам. А вот с Wi-Fi плохо везде и, если есть, то он нестабилен. Лучше запастись сразу местным SIM-картами. Хозяева марин, как и все встречающиеся нам шотландцы, простые и открытые люди, всегда готовы помочь.
Переход SCAPA-INVERNESS 100nm
После Scapa был самый длинный переход. Приехал хозяин лодки, и мы вместе с ним гнали лодку обратно в Inverness. Накануне сделали прокладку и планирование перехода. Делали независимо друг от друга, прокладки и время старта совпали. Опять самым трудным местом был Duncansby Head. Впрочем, как и подтвердил сам хозяин лодки, это место всегда сложное. Потом солнце, дельфины и… И как-то незаметно всё подошло к концу и пришлось сдавать лодку и прощаться..
Но Шотландия и любовь к яхтам и виски манят в новое путешествие, которое уже состоится летом 2021 года.
Кратко советы по яхтингу в Шотландии:
· Если любите виски и/или природу, то о сейлинге в Шотландии никогда не пожалеете.
· Строгое соблюдение мер безопасности обязательно: Северное море гораздо суровее Средиземки.
· Детальное планирование переходов обязательно.
· Хорошая морская практика, умноженная на два – всегда ваш лучший партнёр.
· Спас-жилеты и страховки обязательны.
· Рулёжка на переходах только в пристегнутом состоянии.
Комментариев нет, будьте первым!