Я родилась и живу в Петербурге, приморском городе, но весь мой опыт взаимодействия с водой долгие годы ограничивался сезонными катаниями на речных трамвайчиках по Неве да поездками на паромах по Балтике. Так бы, наверное, и продолжалось до сих пор, если бы пару лет назад друзья не предложили мне невероятную по моим тогдашним меркам авантюру: отправиться на парусную регату в Грецию!
Поскольку на тот момент я ни разу не ступала на палубу яхты, у меня была масса вопросов: разве не требуется специальная подготовка? а вдруг у меня морская болезнь? как вообще всё будет происходить? Впрочем, быстро выяснилось, что мои представления о парусных гонках, составленные по советскому мультфильму о Капитане Врунгеле и роликах с Volvo Ocean Race на Ютьюбе, далеки от реальности: поучаствовать в качестве матроса может даже абсолютный новичок, никакой специальной подготовки не требуется, а всё важное о технике безопасности на борту будет объяснено в первый же день на месте. Сопоставив два варианта: провести неделю в офисе в хмуром и сыром ноябрьском Петербурге или в морском приключении под парусом в солнечной Греции – я купила билеты на самолет и отправилась навстречу волнующему неизвестному. Кстати, долететь из Петербурга в Афины в начале ноябре можно только с пересадкой, удобные рейсы есть, как правило, у Аэрофлота через Москву и у Lufthansa через Франкфурт.
Регата AFR изначально была ориентирована на шкиперов-любителей, имеющих права на управление парусным судном и нуждающихся в дополнительной практике. За несколько лет она выросла во внушительное сообщество яхтенных энтузиастов: так, например, осенью 2017-го в ней принимало участие порядка 200 участников на 20 лодках, а к 2019-ому эти цифры выросли более, чем вдвое – около 500 участников и 50 лодок. География участников – вся Россия, Кипр, Испания, Нидерланды, Германия, США и другие страны. Средний возраст – 30-45 лет, по составу участников – от собственников бизнеса до блогеров, от айтишников до копирайтеров. И, что меня приятно удивило, среди участников было не меньше трети женщин, в том числе несколько девушек-шкиперов! План на неделю регаты был такой: к субботе все прилетают в Афины и собираются в марине Алимос, в воскресенье делается пробный выход в море, чтобы команда поучилась управляться с вооружением яхты и взаимодействовать друг с другом, затем с понедельника по пятницу идут гоночные дни, и всё заканчивается общей вечеринкой с награждением команд-победителей. И за эту неделю успеваешь прожить отдельную маленькую жизнь, полную эмоций и ярких впечатлений!
Надо сказать, что ни с кем из членов моей команды я не была знакома вплоть до нашей встречи уже на самой яхте, и это было отдельным поводом для моих тревог: нас будет 10 человек, и почти все видит друг друга впервые – поладим ли мы или не обойдётся без конфликтов? Команда у нас подобралась почти полностью мужская и, к моему приятному удивлению, все быстро нашли общий язык, распределили как бытовые обязанности, так и позиции на время гонок – это, конечно, во многом заслуга нашего капитана, человека общительного и весёлого, но умеющего чётко установить дисциплину на своём судне. За неделю, проведённую в море, наверное, в каждой команде успевает сформироваться свой сленг и шутки, понятные только «своим» – так было и на первой моей регате с одной командой, также случилось и на следующей регате со второй командой. После всего, через что мы проходили вместе в море, эти люди, которые ещё неделю назад не были знакомы, становятся настоящей командой – твоей командой из таких же одержимых ветром, парусами и приключениями! И это не просто бонус регаты, а один из смыслов, ради чего люди в принципе сюда приезжают – ради вот этого ощущения «своей стаи»: «мы с тобой одной крови – ты и я».
Конечно, стоит сказать и об устройстве яхты, что меня как новичка тоже очень беспокоило: как всё устроено? есть ли на борту душ? как мы будем спать и где хранить вещи? Мы ходили на Bavaria Cruiser 51, вмещающей 5 кают на 10 человек. Она оснащена кухней-камбузом с холодильником и плитой, большой кают-компанией, вмещающей всех членов экипажа одновременно, а также 2 гальюнами с душами, и такая яхта — полноценный дом на воде, в котором без проблем можно провести не одну неделю, если периодически пополнять запасы еды и воды.
Вспоминая регату, было бы странным ничего не рассказать о самих гонках. Обычно утро начинается не только с завтрака, но и с брифинга шкиперов, на котором сообщаются вводные по предстоящей гонке: координаты старта и финиша, а также контрольных точек — островов, скал или буёв, которые нужно будет обойти правым или левым бортом. В районе 11-12 утра объявляются старты, для каждого дивизиона (категории яхт по размеру) свой. В зависимости от маршрута и погодных условий гонки продолжаются от 3 до 8 часов. Поучаствовав в двух регатах, я успела пройти с командами и через шторм, и через грозу с поистине тропическим ливнем, и через посадку на мель — сейчас и не скажешь, от чего тогда было больше адреналина! Благополучно выбраться из таких непростых как технически, так и психологически ситуаций помогает мастерство шкипера и слаженная работа всей команды, ну и доля везения, конечно. Там в Греции нет-нет да и вспомнишь то верховного морского бога Посейдона, то бога виноделия Диониса, то богиню удачи Фортуну (в греческой версии Тюхе). Тем, кто прежде никогда не ходил под парусом, я бы всё таки рекомендовала начинать своё знакомство с яхтингом не с многодневных регат, а с тренировок в парусных клубах – это как минимум поможет сформировать ряд нужных навыков и подготовит к предстоящим приключениям.
Сейчас, когда я пишу эти строки, на дворе апрель 2020-го, весь мир сражается с эпидемией коронавируса, отменены авиарейсы, закрыты государственные границы и двери наших домов. Воспоминания о регатах похожи на сны, в которых мы коллективно участвовали в какой-то другой, в прошлой жизни. Вместе с тем именно эти воспоминания придают сил: однажды, когда всё это закончится, мы снова устремимся на свободу – туда, где ветер, белоснежные паруса и бескрайнее синее море.
Комментариев нет, будьте первым!