Мнение владельца

Начнем с того, что пока вы не будете владеть своей  лодкой, вы не поймете размер бедствия в который попали. Диалектика: вы имеете лодку, а она имеет вас.  Можно годами быть шкипером на чартерных яхтах, но так и не понять на своей шкуре как оно, быть владельцем яхты. Часто можно слышать мнения: “Подумаешь, ну это как машина. Оплатил парковку, сделал ТО, оформил страховку и катайся”.

Почему запчасти дорогие?

Давайте сравним с автомобилем? Тогда установим в него систему водоснабжения, канализацию,  кухню — и вроде получился кемпер-автодом. Отлично, добавляем электронику навигационную (эхолот, анемометр, чартплоттер), радар, трюм со сливными устройствами, автопилот,  мачту, такелаж, паруса, спасательное оборудование. И все это надо запихнуть в очень ограниченное пространство и надежно разместить, да так, чтобы одна система не мешала работе другой.

Многие думают, что запчасти для яхт такие дорогие, потому что дельцы от морского бизнеса накручивают огромную прибыль. Да, есть примеры таких запчастей, но в большинстве случаев, например, одинаковый на первый взгляд с домашним водопроводный кран выполнен из других, более дорогих специальных сплавов. Или, скажем, силовые кабели аккумуляторов, да даже хомуты на шланги — все это имеет специальное исполнение. Зачем? Потому что есть гальваническая коррозия, а соленая вода или соленый воздух — это электролит. Потому что море – это агрессивная среда, где, кстати, есть еще волны. Когда они бьют по лодке стеклопластиковый корпус реально чуть-чуть скручивается. У меня в опыте было, что открывались штатные блокировки шкафчиков и один раз вылетела перегородка салона.

Кроме того, ультрафиолетовое излучение, наше любимое солнышко, не щадит ни пластик, ни ткани. То есть все, что устанавливается на яхты, должно быть крепкое, а в нынешнем мире одноразовых вещей крепкое стоит дорого.

Обслуживание

Уровень механиков и обслуживающих верфей соответствует одноразовости мира. И даже высокая стоимость работ не гарантирует их высокого качества. А если что-то отложить и не сделать вовремя... Например, если не поменять защитные аноды, то процесс разрушения некоторых элементов идет лавинообразно. Поэтому владельцу приходится самому вникать в подробности. А если мало денег (а их никогда не будет достаточно для владельца яхты, если вы, конечно, не миллионер с постоянной рентой), то начинается выгадывание, как бы то или это сделать подешевле. В какой-то момент эта лодка продается, ее покупает новый хозяин и… начинает разгребать последствия кроилова предыдущего владельца.

Страховка

Даже на приличную яхту ценой более 50 тыс евро в возрасте 15 и более лет получить реальное страховое покрытие от ущерба или утраты не всегда возможно. Зависит от флага (страны регистрации), которая по разным причинам, в основном налоговым, нередко не совпадает с гражданством владельца. А еще есть много разных правил, меняющихся от страны к стране. Где-то надо проходить техосмотр раз в год-два. Где-то (например, во Франции) – менять стоячий такелаж раз 8 лет. Без этого о полной страховке можно забыть, да и регистрацию могут не продлить. А без регистрации обязательную страховку от ущерба третьим лицам не получить. А, в свою очередь, без этой страховки нельзя зайти в марину.

А теперь добавляем, что надо думать о стоянке. Во многих маринах получить длительный контракт – большая проблема. Если не пользоваться маринами, стоять на якоре, то надо постоянно отслеживать погоду — надолго яхту не оставишь. Где-то брать пресную воду. Если есть опреснитель, то ему надо электричество, а если есть генератор, то ему нужно топливо, и все это надо обслуживать. Тему аккумуляторов, которые надо правильно заряжать, правильно разряжать и регулярно менять, оставим.

Дальше, яхту надо красить необрастайкой. Если использовать легальные для Европы/США краски, то они держатся, год-два. Подъем яхты размера 45 футов для окраски где-то может стоить и 700 евро, например в Хорватии. Так еще по 100 евро в день стоянка на берегу там потянет во время работ. А, тьфу три раза, вдруг нужны работы по корпусу, скажем лечение осмоса, деламинации (расслоения), сгнившего в сендвиче палубы наполнителя или полная зачистка-обработка стальной яхты. Работы по ремонту тикового покрытия, креплению киля. Вот где впору заказывать сердечный стимулятор. Конечно, есть страны, где это все значительно дешевле, но... чтобы умная, красивая и мозг не выносила – это любимый сказочный сюжет.

Поднимать яхту придется и для замены анодов, и для замены сальников сейлдрайва или работ с валовой линией. Возможно не каждый год, но как повезет…

Раб на галере

Постоянно надо что-то делать. И даже если вроде нечего, то все равно надо, например, опреснять паруса и рассаливать веревки. Для справки: впитавшие соль веревки становятся жесткими, “колючими” и быстро выходят из строя...

А есть еще авгиевы конюшни в трюмах, под пайолами, где так или иначе скапливается в лучшем случае конденсат. Все лебедки приходится регулярно разбирать и смазывать. И это мы даже не начали про двигатель, трансмиссию, рулевое управление… Швартовые перетираются, стопоры не стопорят, помпы перегорают, приборы глючат, нержавейка ржавеет, проводка корродирует.

У каждого порядочного владельца, кроме тех, кто нанимает специального человека или отдают лодки в управление, есть файл или тетрадь со списком, что надо сделать. Сделать этот список тоньше получается, но ненадолго, и при солидном бюджете. Своими руками, конечно, дешевле, но эти руки должны идти в комплекте с головой. Так как такого ужаса, как я насмотрелась в “обслуженных самостоятельно яхтах”, еще поискать. Их шансы сгореть или утонуть были немаленькие. И да, главное, яхта — не автомобиль, на обочине не встанешь. Техпомощь не вызовешь. А по статистике более половины затонувших лодок утонули по причине неисправности своей водозапорной арматуры (кингстонов)...

По правде все не совсем так, как на самом деле. И я, скорее всего, куплю себе яхту еще раз. Наверное. Но посоветовать покупать? — нет, не посоветую. Особенно, если бюджет ограничен, а технические знания сводятся к пониманию разницы между крестовой и шлицевой отверткой.

Парусная яхта: купить нельзя взять в чартер
Частное мнение чартерного капитана о необходимости и экономической целесообразности покупки собственной яхты.

А если вы ещё не определились с покупкой яхты, но хотите попробовать себя в яхтинге, приезжайте на Кипр! Это чудесное море, уникальные места для фотосессий и незабываемые впечатления!

Парусные мероприятия на Кипре
Кипр утопает в лучах солнца практически круглый год. А мягкий средиземноморский климат привлекает не только «пакетных туристов», но и заядлых яхтсменов. Во время стоянок вы увидите удивительное природное разнообразие — от оливковых рощ, до виноградников, от белоснежных пляжей до горных вершин.